Back to top
Парусный спорт в Липецкой области
14 июль 2020 - 9:05

В данной статье собрана информация о федерации парусного спорта Липецкой области.

Содержание:

  1. Информация о виде спорта;
  2. Секция парусного спорта в Липецкой области;
  3. Достижения федерации парусного спорта за 2019 год.

1. Информация о виде спорта

Парусный спорт в Липецкой области, изображение №1

Па́русный спорт (яхтинг, сэйлинг) — активный вид водного спорта, в котором спортсмены соревнуются, используя парусное снаряжение, установленное, главным образом, на яхтах. Наибольшее развитие парусный спорт получил в тех странах, где данным видом спорта было удобно заниматься исходя из географического положения. Зародился яхтинг в Нидерландах в XVI веке.

Парусный спорт – это изначально водный вид спорта, где соревнования проводятся на судах или спортивных снарядах (например – досках), которые двигаются под силой ветра. Такие суда называют яхтами. Но парусным спортом сейчас можно заниматься не только летом на воде, но и зимой на льду. Проводят парусные соревнования зимой на снарядах, поставленных на коньки или лыжи. Такие яхты называют буерами. На суше проходят соревнования колёсных, пляжных (песчаных) яхт.

Конструкция яхт и аэродинамическая форма парусов, конструкция парусного вооружения дают возможность яхтам двигаться не только в направлении ветра, но и под углом к нему. Современные яхты позволяют идти под острым углом к направлению ветра. Благодаря этому, меняя галсы (делая повороты), яхта как бы лесенкой (в лавировку) может продвигаться и против ветра.

Формат соревнований

Соревнования по парусному спорту проводятся на скорость – кто быстрее из яхт пройдет установленную дистанцию. Старт яхтам в одной группе дается всем одновременно. При этом они стартуют не с места, а могут маневрировать, как хотят, но до момента старта они не должны пересекать линию между двумя стартовыми буями. После сигнала «Старт открыт» яхты могут пересекать стартовую линию и двигаться по установленной дистанции к финишу.

Дистанция представляет собой несколько буев, которые надо пройти в определенной последовательности, обойдя каждый буй с определенной стороны, как это укажут организаторы соревнования. Побеждает тот, кто пройдет все буи в правильной последовательности и с правильной стороны и быстрее других придет к финишу. Для соревнований яхт с разными скоростными характеристиками иногда вводится гандикап - набор индивидуальных коэффициентов яхты и формула, по которой пересчитывают время, за которое яхта прошла дистанцию.

Сложности гонки

Парусный спорт в Липецкой области, изображение №2Интрига парусных гонок состоит не только в технике управления яхтой на поддержание максимальной скорости, но и в том, что для яхты не всегда прямой путь от одного буя к другому самый быстрый (а для направления на следующий знак против ветра это вообще невозможно), на дистанции могут быть разные течения, скорость и направление ветра также меняются по дистанции. Кроме того скорость яхты меняется в зависимости от того, под каким углом она идет к направлению ветра. Поэтому это не просто соревнования на скорость, но на умение видеть, предвидеть и правильно использовать течения и изменения направления и силы ветра на дистанции, а также – оптимально проложить курс, чтобы удлинение дистанции за счет непрямого пути от знака к знаку можно было с лихвой компенсировать более быстрым ходом яхты за счет другого угла яхты к ветру.

Первые соревнования

Первые парусные гонки были организованы между Английским судами – «чайными клиперами». Чай тогда возили из Индии в Англию. Тот корабль, который раньше всех приходил в Англию, мог дороже всех продать привезенный чай.

Позже это уже превратилось в официальные соревнования.

Классификация спортивных яхт

Парусный спорт в Липецкой области, изображение №3

Соревнования по парусному спорту обычно проходят в яхтах одинаковой конструкции и состоят из одной или серии гонок, которые вместе называются регата. По каждой гонке каждая яхта занимает какое-то место, и этой яхте присваивается число очков согласно ее месту в гонке. Победителем регаты становится тот, кто наберет лучшее число зачетных очков по результатам гонок, из которых состоит регата.

Яхты для соревнований обычно строятся по одной конструкции и по четко определенным правилам – «правилам класса». Такие яхты объединяются в один класс.

Тем не менее, яхты в каждом классе могут отличаться друг от друга и по-разному настраиваться. На яхтах можно менять наклон и изгиб мачты, аэродинамическую форму паруса, угол паруса к яхте и к ветру, наклон яхты и еще ряд параметров. Материал и раскрой паруса также может отличаться. Скорость яхты очень сильно зависит от настроек, техники управления и качеств экипажа. Каждый экипаж настраивает свою яхту под свои вес, рост и манеру управления, а также - под конкретные условия волны, силы ветра и курс яхты.

Для больших яхт не всегда возможно построить все яхты строго по одним правилам, и тогда каждую яхту обмеряют по набору параметров и потом по специальной формуле рассчитывают специальные коэффициенты, с помощью которых пересчитывают время прохождения дистанции яхтой и уже потом сравнивают пересчитанные времена для всех яхт-участниц. Такие соревнования называют «гонки по гандикапу».

Соревнования по парусному спорту в мире

Парусный спорт в Липецкой области, изображение №4

Самыми престижными соревнованиями по парусному спорту среди больших яхт считаются соревнования «Кубок Америки». На этих соревнованиях соревнуются технологии, крупные синдикаты, а победитель Кубка определяет класс яхт на следующий цикл Кубка. В результате научных, технических и технологических изысканий в ходе гонок на Кубок Америки появилось много новых технологий и материалов, которые теперь успешно используются в аэрокосмической и других отраслях промышленности.

В олимпийской программе соревнования по парусному спорту впервые появились на летних Олимпийских играх 1900 в Париже и с тех пор включались в программу каждых последующих Игр.

Соревнования проходят в нескольких классах яхт. Есть соревнования среди женщин, среди мужчин и в смешанных экипажах.

Первую золотую медаль Олимпийских игр в парусном спорте для СССР принес в 1960 году экипаж Тимира Пинегина и Федора Шуткова в технически сложном классе яхт «Звёздный».

В истории СССР и России российскими спортсменами завоевано немало медалей чемпионатов и первенств мира, Европы, Кубков мира.

На фото: Фёдор Шутков и Тимир Пинегин

На фото: Фёдор Шутков и Тимир Пинегин

Парусный спорт в Липецкой области

Парусный спорт появился в городе Липецке задолго до строительства водной станции. Яхтсмены-энтузиасты Лев Дорофеев, Анатолий Мрочек, Юрий Дядищев, Пётр Кузнецов, Александр Кукарников, Александр Самсонов, Геннадий Телепайло под руководством Ивана Ретюнского подняли первые паруса на реке Воронеж в 1964 году, когда еще это был «любительский спорт».

В 1967 году в Липецке начали проводиться первые парусные соревнования. Новый вид спорта пользовался популярностью у населения, и в 1968 году директор Новолипецкого металлургического завода Анатолий Петрович Лихорадов, любитель водных видов спорта, организовал строительство водной станции НЛМЗ. Это дало огромный толчок развитию парусного спорта в городе Липецке. С 1970 года начала работать центральная секция по парусному спорту при спортивном клубе «Новолипецк».

Из города Коммунарска УССР приглашают на работу молодого тренера, мастера спорта Валерия Васильевича Джеломанова. Он внес большой вклад в развитие парусного спорта, подготовив целую плеяду спортсменов высокого класса, участников Олимпийских игр, призеров чемпионатов мира и Европы, чемпионатов СССР и России. Среди его воспитанников: Олег Хоперский (ЗМС СССР), Владимир Баженов (МСМК), Сергей Кургузов (МСМК), Михаил Крутиков (МСМК), Анатолий Ковешников (МСМК), Николай Коростелев (МС), Николай Баженов (МС), Александр Гетун (МС). Заложенные им традиции в семидесятых годах, остаются по сегодняшний день и продолжаются молодыми спортсменами.

В 1978 году было открыто отделение парусного спорта ДЮСШ НЛМК. Липецкая областная общественная организация «Федерация парусного спорта» осуществляет свою деятельность с декабря 2008 года. В настоящий момент руководителем федерации является Геннадий Пучков.

На фото: открытие водной станции 1969 год

На фото: открытие водной станции 1969 год

2. Секция парусного спорта в Липецкой области

ГБУ ЛО "Спортивная школа олимпийского резерва по водным видам спорта"

г. Липецк, ул. Левобережная д. 28.

Набор детей осуществляется с 9 лет.

Тел.: +7 (4742) 28-76-63, +7 (4742) 43-29-03

Сайт: sduschor-10.ru

3. Достижения федерации парусного спорта за 2019 год

В мае прошлого года Дмитрий Герасимов вместе с представителями Московской области стал победителем чемпионата Центрального федерального округа по парусному спорту — «Кубок Победы» в классе «Микро». Третьей в этом классе стала липецкая команда «Steel Team» в составе Владимира Баженова (МСМК), Андрея Бабушкина (МС) и Андрея Кузьмина (МС). В этом же месяце мастер спорта международного класса Владимир Баженов в команде со спортсменами Москвы и Московской области завоевали первое место IV Пушкинской парусной Регаты — Этапа Кубка Европы в классе «Микро».

На чемпионате России в Казани к команде Баженов/Бабушкин/Кузьмин становятся чемпионами страны в классе «Микро».

Главной победой «Steel Team» в 2019 году стала бронза чемпионата мира по парусному спорту, проходившая в Словакии.

Еще одним достижением для федерации и региона стала олимпийская лицензия на Олимпийские Игры в Токио-2020, которую нашей стране принесла Екатерина Зюзина. Спортсменка завершила предолимпийский сезон, став бронзовым призёром чемпионата России в олимпийском классе яхт.

На фото: чемпиоанат мира 2019 (Словакия)

Чемпионат мира. Словакия 2019
Чемпионат мира. Словакия 2019
Екатерина Зюзина